Назад

«3D-обзор»: Президентская академия приняла участие в исследовании рынка бизнес-образования

«3D-обзор»: Президентская академия приняла участие в исследовании рынка бизнес-образования

В 2024 году Президентская академия и СберУниверситет подписали соглашение о проведении совместного исследования рынка бизнес-образования. Работу отличает использование возможностей искусственного интеллекта, и попытка посмотреть на тренды рынка под разными углами зрения – глазами провайдеров услуг бизнес-образования и потребителей программ. Результаты исследования будут оглашены в апреле. Но проректор по исследованиям и инновациям СберУниверситета Алексей Суханов приоткрыл некоторые его детали уже сейчас.

- Алексей Владимирович, с какой целью проводилось исследование рынка бизнес-образования, и какие задачи оно решает?

- Программы управленческого и бизнес-образования, в ходе которого можно не только получить новые знания, но протестировать смелые идеи, найти источники вдохновения и расширить круг профессиональных знакомств, стали значимым катализатором роста руководителей. Исходя из этого, СберУниверситет в партнерстве с Президентской академией решили создать комплексную картину рынка бизнес-образования и показать ее
с точки зрения образовательных организаций, слушателей и работодателей.

Тем самым решалось сразу несколько задач. Прежде всего, были выявлены особенности и преимущества разных категорий образовательных организаций, реализующих программы бизнес-образования – бизнес-школ, корпоративных университетов, EdTech-компаний и тренинговых центров. Кроме того, исследование помогло составить типовые профили потребностей целевой аудитории образовательных программ и сопоставить потребности слушателей с текущим предложением на рынке. Наконец, были названы ключевые факторы развития рынка бизнес-образования в ближайшие 2–3 года.

- Что отличает это исследование от предшествующих: чего им недоставало?

- Информации о рынке бизнес-образования сейчас, вроде бы, много. Это и результаты опросов выпускников бизнес-школ, и обзоры программ, и аналитические статьи, основанные на финансовых результатах. Но многим исследованиям, на наш взгляд, не хватало целостности, полноты и глубины картины. Мы решили сделать собственную попытку, собрав «3D-обзор» рынка управленческого образования. Идея в том, чтобы посмотреть на рынок глазами его ключевых участников — образовательных организаций, выпускников и слушателей, работодателей.

- Какие вопросы помогает подсветить этот «3D-обзор»?

- Весьма существенные для бизнес-образования! Например, как бизнес-школы и корпоративные университеты собираются развивать свои портфели программ? Как меняются запросы и ожидания со стороны слушателей? Насколько работодатели заинтересованы в том, чтобы их руководители учились на образовательных программах? Куда двигается рынок в целом? На наш взгляд, на эти и другие вопросы правильно смотреть именно в комплексе, а не по отдельности. И мы приложили немало усилий, чтобы вовлечь в наше исследование достаточное количество представителей каждой из групп участников рынка. «3D-изображение» собралось как сумма взглядов: 30 бизнес-школ, корпоративных университетов и EdTech-компаний; 78 организаций-работодателей; 476 слушателей и выпускников программ управленческого и бизнес-образования из числа руководителей малого среднего и крупного бизнеса.

- Насколько репрезентативна эта выборка?

– Широта охвата достаточно велика. На участников исследования приходится 82% от общего числа выпускников программ MBA, реализуемых бизнес-школами-членами Российской ассоциации бизнес-образования. Для корпоративных университетов этот показатель составляет 49%, для EdTech-компаний и тренинговых центров – 59 процентов.

- Какие данные легли в основу исследования?

- Прежде всего, это результаты комплексного анкетирования ведущих образовательных организаций, включая диагностическую анкету из 8 разделов и более 30 глубинных вопросов. Также было проведено 25 глубинных интервью продолжительностью до 1,5 часов с выпускниками программ бизнес-образования и топ-менеджментом. В числе опрошенных – представители бизнес-школ, корпоративных университетов, EdTech-компаний и тренинговых центров, крупнейших работодателей, включая аналитические, консалтинговые и рекрутинговые компании. Картину дополнили онлайн-опрос слушателей и выпускников программ бизнес-образования (40+ открытых и закрытых вопросов), а также онлайн-опрос представителей HR-функции организаций-работодателей (30+ открытых и закрытых вопросов). Обработка и анализ данных велись с применением технологий искусственного интеллекта. В том числе обработка результатов интервью, выделение ключевых трендов и факторов в собранных данных, а также подбор образовательных программ под типовые профили потребностей слушателей на основании методологии исследовательской команды.

- Теперь, если можно, поподробнее о содержание исследования!

- Прежде всего, это обзор основных тенденций рынка бизнес-образования и ключевых вызовов для образовательных организаций. Второе направление касается характеристик предложения: категории программ и направления обучения; конфигурации портфелей программ образовательных организаций и стоимость обучения; форматы, длительность обучения и целевая аудитория; клубы выпускников и партнерские предложения; каналы привлечения слушателей, конкурентные преимущества образовательных организаций и практики управления качеством преподавательского состава.

Отдельно мы исследовали характеристики спроса. Причем, представили взгляд на цели и направления обучения, типы программ и профили потребностей слушателей, длительность и форматы обучения, бюджет на обучение и критерии выбора обучения, влияние обучения на карьеру как со стороны слушателей, так и работодателей.

Представлен и прогноз развития рынка бизнес-образования. В том числе: факторы развития рынка в ближайшем будущем; прогноз изменения спроса и планы развития образовательных организаций. В итоге в нашем отчете можно найти тренды в бизнес-образовании за последние 3 года, предложения и конкурентные преимущества игроков рынка, цели и предпочтения слушателей, а также прогноз развития рынка. Особенно полезными мы считаем материалы, в которых мы попытались собрать «портреты» слушателей и то, какие предложения образовательных организаций будут наиболее подходящими для каждого портрета.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о портретах слушателей программ бизнес-образования!

- Портреты слушателей даны в разрезе уровня менеджмента и размера компании: собственник, руководитель высшего, среднего звена или линейного уровня, эксперт/специалист. Для каждого такого портрета рекомендованы подборки образовательных программ. При этом профили потребностей слушателей сопоставляются с конфигурацией портфелей программ образовательных организаций.

Подготовлены и профили 30 образовательных организаций-участниц исследования. Общая информация о них содержит сведения об аккредитации, спонтанной узнаваемости бренда, конкурентных преимуществах, инфраструктурных возможностях, а также клубах выпускников, наградах и достижениях, партнерстве. Также составлен рэнкинг участников исследования по количеству выпускников для каждого типа программ и топ-5 самых востребованных программ бизнес-образования.

- Каких практических результатов можно ждать от исследования?

- Мы рассчитываем, что от результатов исследования выиграют все - от поставщиков и потребителей образовательного рынка до ученых-исследователей и бизнес-практиков. К примеру, слушатели смогут составить полноценное представление о предлагаемых программах обучения и сделать более осознанный и правильный выбор. Для образовательных организаций - это хороший повод для корректировки стратегий и обмена лучшими практиками. Надеемся также, что наш материал станет основой для дискуссий и выработки совместных решений по дальнейшему развитию рынка управленческого и бизнес-образования на профильных дискуссионных площадках.

- Спасибо большое! Будем с нетерпением ждать результатов исследования!

- Осталось недолго: мы огласим их уже 20 апреля.

Другие новости

1/8

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.