Чтобы совершить прорывы, иногда нужно отключаться от сиюминутных задач, искать неочевидные решения и прислушиваться к моменту внезапного озарения, рассказали эксперты Президентской академии на Дне науки (Science Day). Мероприятие прошло на базе СберУниверситета, где ученые и исследователи встретились с бизнес-заказчиками, чтобы обсудить перспективные идеи и вместе придумать решения. Представители Академии сделали два основных доклада.
Директор Школы антропологии будущего Президентской академии Александр Асмолов посвятил свой доклад принципу «полезности бесполезного»: «Этот принцип является ключевым ценностным ориентиром для бизнеса и образования в эпоху искусственного интеллекта. Излишняя концентрация на сиюминутной эффективности и жестких KPI лишает организации главного драйвера инноваций – творческого разнообразия и свободы исследовать идеи, кажущиеся не практичными».
Ключевой мыслью выступления эксперта Академии стал тезис о том, что избыточность и разнообразие – это обязательные условия для адаптации и развития любых сложных систем, будь то биологическая эволюция или экономика. Кроме того, в докладе отмечалось, что переход к стратегии человекоцентричности является ответом на запрос гиперперсонализации и признания уникальности каждого человека. Конкурентное преимущество, подчеркнул спикер, сегодня получают подходы, допускающие непредсказуемость и индивидуальные различия, а не жестко регламентированные системы. А отсюда вывод о стратегической важности «бесполезного» знания и права на интеллектуальную избыточность как фундамента для будущих прорывов.
Научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований, замдекана по научной работе факультета психологии Академии Никита Логинов посвятил доклад сразу нескольким феноменам. Основное место занял «инсайт» – момент внезапного озарения или «ага-переживания», в который приходит решение задачи.
Также спикер упомянул такие темы, как когнитивная разгрузка (как люди используют собственное тело, объекты окружающей среды и иногда других людей, чтобы снижать сложность тех задач, с которыми сталкиваются), ментальные модели (интуитивные представления о реальности, которые люди порождают в самых разных областях) и когнитивные искажения (некоторые отклонения от рациональности).
«Инсайт представляет собой сложный процесс, сочетающий когнитивный, то есть связанный с приростом понимания, и аффективный (эмоциональный) компоненты. Он включает не только новое понимание проблемы, но и яркое эмоциональное переживание. При этом оба компонента могут проявляться не одновременно: встречаются как ложные инсайты, так и решения, не сопровождающиеся ярким “ага-эффектом”», – подчеркнул Никита Логинов.
В частности, Никита Логинов привел результаты эксперимента, выявляющего влияние «ага-переживания» на когнитивные искажения. Исследование показало, что переживание инсайта «не заставляет нас соглашаться с утверждениями, с которыми мы исходно не согласны, но оно заставляет переоценивать степень правдоподобности утверждений, которые нам исходно более нравятся».
Отдельное внимание докладчик уделил метакогнитивным чувствам – внутренним сигналам, сопровождающим процесс мышления. В их числе чувство пустоты – когда решение не очевидно и сложно приступить к действиям; чувство конфликта – когда найдено частичное, но не окончательное решение; чувство неопределенности – когда существует несколько возможных путей решения.
В заключение эксперт Президентской академии обозначил практические перспективы применения исследований, варьирующиеся от создания технологий для различения истинных и ложных инсайтов и разработки корпоративных обучающих программ, сфокусированных на инсайте, до развития у руководителей навыков управления мышлением через распознавание метакогнитивных переживаний.
В ходе дискуссии декан историко-филологического факультета Президентской академии Роман Кончаков предложил обсудить вопрос, меняются ли результаты исследований, если найденное благодаря инсайту решение оказалось ошибочным.
Никита Логинов разъяснил, что традиционно принято по отдельности оценивать результаты с правильными и неправильными ответами: это делается потому, что ложные инсайты, сопровождающиеся «ага-переживаниями», способны «зашумлять» выявляемые закономерности мышления.