Выпускница программы магистратуры «Управление в арт-бизнесе» Школы дизайна Президентской академии Мария Степанова рассказала, почему выбрала именно эту программу и как полученные знания помогли успешному развитию в сфере арт-бизнеса.
– Мария, почему вы выбрали программу «Управление в арт-бизнесе»?
– Во время учебы в бакалавриате, на программе «Современный дизайн», я влюбилась в современное искусство и решила выяснить, какие профессии существуют в этой области. Выбрала программу «Управлении в арт-бизнесе»: эта магистратура практико-ориентированная, а мне хотелось сразу погрузиться в эту сферу.
— Какие знания и навыки вы приобрели за время учебы?
– Я систематизировала свои знания в русской и зарубежной истории искусств, научилась писать такие специальные тексты, как пресс-релиз, бриф и др., структурировано описывать проекты, начиная от идеи, целей и задач и заканчивая бюджетом и поиском партнеров. Кроме того, благодаря обучению я обросла связями с людьми, знакомство с которыми необходимо в нашей сфере.
— Были ли во время учебы интересные проекты или кейсы, которыми вы особенно гордитесь?
– За время учебы я успела посотрудничать с арт-пространством и несколькими первоклассными галереями, в одной из которых продолжаю работать. Самым запоминающимся проектом стала новогодняя ярмарка современного искусства для арт-платформы Cube.Moscow. Это был мой первый относительно крупный проект, за который я отвечала полностью сама. Без ошибок не обошлось, но ярмарка окупилась и имела большой успех у посетителей. Все прошло прекрасно!
— Что было самым сложным в процессе обучения, и как вы справлялись с трудностями?
– Самым сложным было совмещать учебу и работу. Всегда приходилось балансировать на грани, чтобы не запустить ни то, ни другое. Но я старалась, а преподаватели всегда шли мне навстречу, за что им большое спасибо!
— Есть ли какой-то предмет или курс, оказавший наибольшее влияние на ваше профессиональное развитие?
– Это курс Елены Крыловой «Музейное и галерейное дело». Именно он помог мне попасть в эту сферу и начать свой карьерный путь.
— Расскажите о своей текущей работе: какие задачи решаете?
– Я работаю менеджером в галерее PA Gallery. Пул задач довольно обширный — начиная от инвентаризации коллекции галереи и заканчивая сопровождением крупных проектов и ярмарок, в которых она участвует. Каждый день новый вызов. Но есть задачи, которые я выполняю циклично, например, при подготовке к выставке мы неизбежно занимаемся логистикой, составлением каталогов, монтажом и т. д.
– С какими вызовами вы сталкиваетесь при подготовке выставок?
– Подготовка к выставке — это всегда повторяющийся цикл действий, хотя содержание варьируется от проекта к проекту. Все начинается с разработки концепции, написания кураторского текста, а далее появляется экспозиция. Есть еще техническая сторона процесса: логистика, монтаж, демонтаж, разработка полиграфии. Третий аспект подготовки выставки — коммуникация с прессой, с гостями и с коллекционерами.
– Используются ли сегодня онлайн-платформы для продвижения и продажи произведений искусства?
- Да, есть несколько эффективных онлайн-платформ для продажи современного искусства — например, Bizar и ТЕО. Отдельные галереи и арт-кластеры также пытаются создать подобные платформы и развивать это направление.
– Каковы новые тенденции современного искусства?
– Сейчас хорошо развивается региональное искусство, на сцену выходит много талантливых ребят под патронажем региональных галерей, музеев и центров. При этом на первый план выходят женщины, как, скажем, художница года по версии выставки Cosmoscow-2024 Александра Гарт. Наблюдается и выход современного искусства за границы нашей страны, особенно на Восток. Российские галеристы делают ставки на китайский рынок и это неудивительно: по данным отчета Art Basel x UBS за 2023 год, китайский арт-рынок стал вторым по объему после американского.