Президентская академия заняла первое место в RAEX-100 по количеству выпускников, занимающих руководящие должности в органах власти и вторую строчку рейтинга по востребованности выпускников. В общем рейтинге Академия поднялась на 9 место, улучшив свои прошлогодние позиции. Рейтинг был представлен 3 июня на XIII ежегодном форуме вузов «Будущее высшей школы». Ректор Президентской академии Алексей Комиссаров принял участие в пленарной дискуссии форума.
Представляя результаты рейтинга, гендиректор РАЭКС-Аналитика Дмитрий Гришанков подчеркнул: «Мы в очередной раз видим рост Президентской академии». Действительно, за год Академия поднялась в топ-10 лучших вузов страны по версии RAEX с 10 на 9 место, а в 2023 году занимала лишь 13-е.
Все вузы в рейтинге RAEX-100 оцениваются по трем направлениям: условия для получения качественного образования; уровень востребованности выпускников работодателями; уровень научно-исследовательской деятельности. В этом году по уровню востребованности выпускников работодателями Академия заняла второе место среди всех вузов России, улучшив результаты 2024 года.
Зафиксировано и другое достижение. В этом году в рейтинге появился новый критерий «число выпускников, занимающих руководящие должности» как в федеральных, так и в региональных органах исполнительной власти. «Президентская академия лидирует сразу в двух этих списках», – констатировал в ходе пленарной дискуссии Дмитрий Гришанков.
Одной из ведущих тем обсуждения стала подготовка инженерных кадров. Сегодня, отметил замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев, масштабы инженерного направления подготовки в России (около 43% от общего набора) вплотную приблизились к максимальным значениям советского периода – 46%.
Однако к этому вопросу нужно подходить осторожно, отметил ректор Президентской академии Алексей Комиссаров, являющийся инженером по первому высшему образованию: «Работа инженера в наши дни сильно изменилась. Сложные расчеты, требовавшие прежде много времени и сил, в век новых технологий проходят совсем иначе. Поэтому лучше не кидаться из одной крайности в другую, а четко определить потребности страны в инженерных кадрах».
Особую роль в контексте новой стратегии развития высшего образования играют сегодня гибкие навыки и компетенции, подчеркнул Алексей Комиссаров: «Общаясь с управленцами в разных сферах, я понял, что многим не хватает смелости в принятии решений. Что касается подготовки по гуманитарным направлениям, то надеюсь, что новая стратегия будет учитывать, что для любого специалиста важны фундаментальные знания в области философии, культуры, социально-гуманитарных направлений. Именно это отличает человека с хорошим образованием».
Другой важной темой пленарной дискуссии стало изменение подходов к распределению контрольных цифр приема (КЦП) или, говоря проще, бюджетных мест.
Методика определения КЦП, по словам замглавы Минобрнауки России Дмитрия Афанасьева, будет совершенствоваться, максимально учитывая прогнозы экономического развития и потребности регионов и отраслей. На этой основе уже в 2026 году структура КЦП будет скорректирована. В частности, предполагается, что не менее 50% КЦП по перспективным приоритетным направлениям и специальностям будет устанавливаться государством и только 50% заполняться в вузах по конкурсу.
Постоянное совершенствование системы распределения КЦП закономерно, однако распределение по такому критерию, как уровень зарплат выпускников вузов, не представляется оправданным: «В рейтинге RAEХ Президентская академия занимает второе место по уровню востребованности выпускников работодателями. Между тем, в органах государственной власти, особенно, региональных, зарплаты не такие, как в других отраслях. И если мы хотим готовить больше грамотных специалистов-управленцев, то с таким подходом мы много потеряем», – предупредил Алексей Комиссаров.
Говоря о задаче очистки вузовских программ от неактуальных курсов, обсужденной ранее на президентском Совете по высшему образованию, Алексей Комиссаров уточнил, что в 2025 году из 450 прошлогодних программ для поступающих в Академию сохранилось лишь 118: «Для нас главный фокус – на качестве, а не на количестве. Продолжается взаимодействие с работодателями по востребованности и подготовке наших студентов».
Острую дискуссию вызвало обсуждение грядущих ограничений платного обучения. Его, по словам замминистра, будут определять «не хотелки вузов, а потребности государства. Аккуратно, в диалоге со всеми сторонами, мы выстроим реалистичный план распределения КЦП», – подчеркнул Дмитрий Афанасьев.
Ректоры ведущих российских университетов поддержали мнение ректора Финансового университета при Правительстве России Станислава Прокофьева, что вводимая мера «направлена на улучшение качества обучения и очистку рынка образования от вузов, превратившихся в фабрики по выдаче дипломов».
Однако ректор МИФИ Владимир Шевченко напомнил: «Существует огромный рынок частных вузов, где, наверняка, будет много желающих взять на себя предоставление таких услуг. Так что сокращение количества платных мест в госвузах – не метод борьбы за качество обучения».
Тему развил Алексей Комиссаров: «Эффективнее было бы поднять минимальные баллы ЕГЭ для поступления на платные программы. В ряде вузов неприлично низкие баллы ЕГЭ, и это девальвирует качество системы образования. Не знаем мы наверняка и сколько каких специалистов понадобится через 5 и тем более 10 лет. Поэтому вместо ограничений лучше ориентироваться на спрос и предложение, ужесточив правила приема».