Эксперты Центра экономики непрерывного образования Президентской академии проанализировали изменение числа людей, выбравших дополнительное профессиональное образование, в зависимости от региона и отрасли.
Профессор Александр Федотов, в свое докладе на тему «Анализ динамики территориально-отраслевого распределения численности обучаемых по программам ДПО», отметил в числе положительных тенденций – стабильно положительную динамику развития данной сферы. Так, максимальный прирост численности обученных по ДПП относительно предыдущего года отмечался в 2022 году – 17,6%. В 2024 году количество выпускников программ также росла: по программам повышения квалификации на 1,4%, прошедших профессиональную переподготовку на 13%. С точки зрения субъектов РФ лидерами по количестве слушателей, помимо Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга, стали: Республика Татарстан, Пермский край, Самарская и Новосибирская области и др. Наиболее востребованными видами экономической деятельности среди слушателей, завершивших обучение стали следующие сферы: образование, здравоохранение и социальные услуги, научная и техническая деятельность, транспортировка и хранение и др.
«Можно ожидать, что по мере завершения цикла обновления оборудования и технологий, через 5-10 лет, будет резко возрастать спрос на программы профессиональной переподготовки», – отметил Александр Федотов.
Заместитель директора Департамента сопровождения национальных проектов и организации проектной деятельности Министерства образования и науки РФ Инна Каракчиева в своем докладе «Развитие системы дополнительного профессионального образования – ключевые маркеры» проанализировала ключевые направления развития дополнительного профессионального образования, его результативность и новые тенденции, проблемы удовлетворения спроса на обучение со стороны экономики и различных категорий граждан и т.д. Делимся некоторыми его выводами:
- в федеральных округах и субъектах федерации с развитой системой ДПО доля обученных превышает долю округа в ВВП (долю субъекта в ВРП), а отношение доли обученных в округе (регионе) от числа занятых в округе (регионе) к аналогичному показателю по стране (округу) больше 100%.
- по объему средств, получаемых от ДПО на территории федеральных округов и субъектов федерации, округа различаются многократно (до 30 раз).
- ускоренными темпами растет обучение по программам ДПО силами самих предприятий – на 50-85% в год по сравнению с 25% для всех программ.
- дифференциация регионов по уровню развитости ДПО соответствует уровню социально-экономического развития регионов.
В семинаре приняли участие более 40 представителей вузов страны, экспертов и исследователей, представители органов управления образованием.