Назад

Свежий взгляд на MBA: зачем нужны новые форматы бизнес-образования

«Классический MBA перестает отвечать вызовам бизнеса. Будущее — за программами и бизнес-школами, которые не просто дают знания и диплом, а помогают научиться мыслить, создавать ценность и действовать», — Андрей Пуртов, директор MBA «Трансформация» в РАНХиГС, профессор бизнес-практики

MBA: кризис классического подхода

Бизнес-образование переживает переломный момент. В то время как бизнес живёт в условиях цифровых трансформаций и возрастающей конкуренции, учебные курсы часто остаются «музеем идей» прошлого века - большинство программ MBA десятилетиями преподают управленческие концепции, которым, в среднем, около 50 лет. В результате выпускники получают разрозненные знания и диплом престижной школы, но не имеют навыков, отвечающих требованиям времени.

Почему классический MBA устаревает

Консерватизм бизнес-школ. Преподаватели и директора программ предпочитают «безопасные» темы, которые читаются десятилетиями без значительных изменений. Настоящих новаторов в образовательных программах мало.

Иллюзия обучения через кейсы. Кейс-метод даёт яркие обсуждения, но редко приводит к конкретным навыкам. Кейсы привязаны к определённой отрасли, рынку и времени — и плохо воспроизводимы в другой ситуации.

Фрагментарность. Модули внутри программ часто не связаны друг с другом. В итоге дипломные проекты становятся формальными и слабее, чем могли бы быть.

Как следствие — бизнес-школы не всегда формируют у выпускников то, что действительно нужно компаниям: умение мыслить стратегически, трансформировать организацию и внедрять новые бизнес-модели.

Опыт MBA «Трансформация»

Разрабатывая в 2022 году программу MBA «Трансформация» в РАНХиГС, я проанализировал около 30 программ ведущих школ. Моё удивление вызвал тот факт, что ни одна из них не включала отдельного модуля о том, как именно менеджеру мыслить и принимать решения. Мы сделали такой модуль стартовым. Шесть дней посвящены разным типам мышления: форсайтному, сценарному, системному, стратегическому, креативному и визуальному.

Результаты оказались впечатляющими. «После первого модуля произошло что-то вроде взрыва. Мы поняли, что мыслим неправильно — и что нужно полностью перестроить подход. Это встряхнуло и дало 90% эффекта от обучения», — рассказывает выпускник программы Антон Свинцицкий, директор по консалтингу «Диалог-Наука».

Стратегическое управление ресурсами: новая управленческая практика

Одним из ключевых инструментов программы стал подход стратегического управления ресурсами, разработанный профессором Йораном Руусом. Он связывает стратегию компании с созданием ценности для клиентов и позволяет находить инновации в бизнес-модели. Эта методология пока мало известна в традиционных бизнес-школах, хотя на практике она становится «бриллиантом» для управленцев, так как позволяет видеть 100% ресурсов и процессов, создающих ценность, в то время как с помощью традиционных систем учета менеджеры видят лишь около 40%. Один из наших выпускников, Михаил Тихомиров, CEO логистической компании TECAR, внедрил этот подход в бизнес и теперь сам преподаёт курс «Интеллектуальный капитал и импульсный учёт» на программе.

Проектное обучение: вместо кейсов — реальные вызовы

С третьего модуля участники формируют проектные команды и работают над задачами реального бизнеса. После шестого модуля начинается работа над индивидуальными проектами — будь то стратегия компании или трансформация бизнес-функции. Это не просто тренировка. Проекты становятся рабочими инструментами компаний, а дипломные защиты — открытыми и публичными. Такой формат заставляет студентов работать на результат, а бизнес-школу — отвечать за уровень выпускников и качество их работы на программе.

Экосистема программы: сила сообщества

MBA — это не только знания, но и среда. В сильной программе участники учатся не только у профессоров, но и друг у друга.

Мы сознательно проектируем групповую динамику:

  • в первые модули пересаживаем участников, чтобы они быстро познакомились,

  • формируем пары «buddy» для взаимной поддержки,

  • начинаем с группового проекта, где команды по 6-8 менеджеров работают вместе, обучаясь друг у друга, и лишь во второй части программы переходим к индивидуальным проектам,

  • директор программы работает на большинстве занятий с основным преподавателем курса, осуществляя поддержку групповой работы,

  • вовлекаем выпускников как преподавателей, менторов и заказчиков проектов.

Со временем на программе формируется полноценная экосистема, в которой знания, опыт и связи начинают работать на каждого участника.

За пределами аудитории: опыт, который меняет личность

Сильное MBA — это всегда трансформация личности. Совместные экспедиции, командные симуляции и проекты помогают испытать себя, выйти за пределы зоны комфорта и найти новых друзей и партнёров. «Когда я вижу любой успешный бизнес, я понимаю что кто-то когда-то принял смелое решение» — писал гуру менеджмента Питер Друкер. 

Бизнес-симуляции вроде Digital MarkStrat позволяют вживую почувствовать, как управленческие решения отражаются на результатах бизнеса. А бизнес-экспедиции — будь то восхождение на вулкан или сплав по горной реке — формируют толерантность к риску, которая необходима предпринимателю.

Как должна выглядеть программа MBA нового поколения

На мой взгляд, современное MBА образование должно быть построено на трёх принципах:

  1. Фокус на мышлении — развитие системного, стратегического, креативного и форсайтного мышления. Без этого менеджеры действуют в рамках привычных стереотипов, вместо того чтобы создавать новые решения на основе понимания будущего своего рынка.

  2. Реальные проекты вместо кейсов — участники должны работать над задачами конкретных компаний - своих или внешних, чтобы сразу переводить знания в навыки через практику

  3. Экосистема и сообщество — программа не заканчивается посещением занятий и выдачей диплома: лучшие выпускники должны становиться преподавателями, менторами, заказчиками проектов, коллегами по бизнесу.

5 вызовов для MBA будущего

Классическая модель MBA уже не отвечает вызовам времени, а слушатели и компании требуют от программ большего, чем просто лекции и кейсы. Ниже — пять ключевых вызовов, на которые MBA должно ответить в ближайшие годы.

1. Эффективная работа между модулями

MBA традиционно включает около 1800 академических часов, из которых лишь треть приходится на контактные занятия. Основное же обучение должно происходить между модулями: через самостоятельные исследования, проекты и командные задания.
Вызов: как сделать эту работу действительно продуктивной, а не формальной, чтобы студенты реально применяли знания, а не просто «отрабатывали часы»?

2. Искусственный интеллект как сквозная технология

Сегодня уже недостаточно выделять отдельный модуль по AI или цифровой трансформации. Искусственный интеллект должен присутствовать во всех дисциплинах: от финансов и маркетинга до HR и стратегии.
Вызовы: а) готовность преподавателей интегрировать AI в свои курсы и проекты, б) какая степень использования AI допустима при выполнении дипломных работ?

3. Уровень профессорско-преподавательского состава

Состав преподавателей — главный фактор успеха программы. Но директора школ вынуждены балансировать между качеством и финансовой моделью.
Вызов: как выстроить прозрачные критерии? Возможно, показатель доли ФОТ (фонда оплаты труда преподавателей) в выручке может стать косвенным маркером качества. Если бы эта цифра публиковалась, кандидаты могли бы ориентироваться не только на цену программы, но и на реальный уровень инвестиций школы в преподавателей.

4. Оптимальный формат занятий и число преподавателей

MBA — это не только лекции, но и практика, работа в группах, стратегические сессии. Однако часто один профессор работает с аудиторией 40+ человек, что снижает вовлеченность. На стратегических сессиях и форсайтах для групп более 20-25 человек обычно приглашают ассистента модератора.
Вызов: готовы ли бизнес-школы инвестировать в модель «2+ преподавателя» для стратегических и практических блоков? Это напрямую влияет на способность студентов переводить знания в навыки. 

5. Новые маркеры качества вместо международных аккредитаций

Для российских программ MBA вопрос международных аккредитаций (AMBA, EFMD, AACSB) встал особенно остро. Если доступ к ним ограничен, нужен новый способ подтверждать уровень программы.
Вызов: можно ли построить рынок на основе прозрачных метрик результатов обучения: трансформация карьеры, рост дохода выпускников, влияние на бизнес? Такой подход может оказаться даже сильнее формальных аккредитаций.

Вывод

MBA будущего — это не просто набор модулей и контактов с профессорами. Это экосистема, где:

  • обучение продолжается между модулями,

  • искусственный интеллект встроен во все дисциплины,

  • преподаватели становятся стратегическим активом,

  • занятия ориентированы на практику,

  • качество программы измеряется не аккредитациями, а реальными результатами выпускников.

Только такие программы будут иметь шанс оставаться востребованными в ближайшее десятилетие. И самое главное: MBA должно стать не «дипломом ради диплома», а опытом, который меняет человека, его компанию и его жизнь.

Программа MBA «Трансформация» стартует 11 ноября. Подробнее о программе. 


Другие новости

1/9

Остался последний шаг:)

Проверьте почту: мы выслали письмо для подтверждения подписки.