В Президентской академии состоялось заседание Экспертного совета при комитете Госдумы по науке и высшему образованию, посвященное бизнес-образованию. Уже в этом году российские бизнес-школы получат национальную аккредитацию и рэнкинг, а их слушатели – отечественный учебник менеджмента.
Использование Президентской академии как площадки работы Экспертного совета по вопросами развития системы профквалификаций, профориентации, трудоустройства выпускников и взаимодействия организаций высшего образования с работодателями было оправданным решением, заявил, открывая заседание, ректор Академии Алексей Комиссаров: «На сегодняшний день Академия – лидер по программам ДПО: ежегодно по ним обучаются более 200 тысяч человек. Президентская академия также является флагманом по подготовке руководителей государственного, муниципального и корпоративного управления. Да и тема бизнес-образования важна и близка для нас: именно Академия стала одним из его родоначальников в нашей стране, а сейчас входит в топ-30 лучших бизнес-школ Европы».
Президентская академия, отметил ректор, чтит давние традиции отечественных предпринимателей, считавших своим приоритетом поддержку российской государственности, социальной сферы и меценатства. На те же принципы Академия ориентируется и сегодня, создав в рекордно короткие сроки учебники по основам российской государственности и по российскому менеджменту.
«Важнейшая задача нашего бизнес-образования – не только вооружить выпускников знаниям и навыками, но превратить эти знания в убеждения. Сегодняшнее заседание Экспертного совета налагает на нас дополнительную ответственность за то, чтобы не снижать темпов развития Академии в этом направлении», – подчеркнул Алексей Комиссаров.
«Президентская академия – флагман не только в России, но и в международной повестке. При этом Академию отличает преемственность поколений, передача накопленных знаний и традиционных ценностей. Выпускники академии – очень крутые!» – заявила, приветствуя участников Экспертной группы, зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко.
В ходе заседания эксперты рассмотрели три большие темы: развитие системы российского бизнес-образования и становление отечественной системы профессиональных квалификаций и аккредитаций; подготовка и пересборка национальных учебников социального и гуманитарного профиля; изучение структуры и основных трендов развития российского бизнес-образования в современных условиях.
Замдиректора Института государственной службы и управления Президентской академии, гендиректор РАБО, Наталья Евтихиева рассказала о том, как бизнес-образование России преодолевает сложности, с которыми оно столкнулось на международной арене после начала специальной военной операции. Запущен процесс национальной аккредитации ведущих российских школ бизнеса, весной-летом текущего года по новым, российским, правилам будет аккредитована и первая зарубежная бизнес-школа, а на осень запланирован первый, пробный, рэнкинг аккредитованных российских бизнес-школ.
О необходимости экспертного осмысления российской деловой культуры и русской модели управления заявил проректор Президентской академии, президент РАБО Сергей Мясоедов: «Вопреки расхожему мнению, цель бизнеса и предпринимательства – не получение прибыли, а удовлетворение запроса потребителя, клиентоцентричность. Требуется переформатировать общественное мнение, сформировать понимание, что настоящий труженик – не только тот, кто работает руками, но и тот, кто организует процесс работы. То есть, бизнесмен, менеджер, управленец. Эти люди работают на нашу страну, наше государство. Их совместный труд - залог нашего успешного развития. И общество должно это осознавать».
Данные положения нашли отражение в первых отечественных учебниках менеджмента, подготовленных авторским коллективом Президентской академии, который выйдет уже весной 2025 года.
Как рассказал профессор менеджмента Президентской академии и академический директор программы ДВА Александр Гапоненко, среди других отличительных особенностей нового учебника – принцип клиентоцентричности бизнеса; традиций социальной ответственности и направленности бизнеса, ставка на деловую культуру российского социума с его традициями, национальными ценностями и менталитетом; более широкое, межпредметное, синтетическое понимание менеджмента.
Как сообщил Сергей Мясоедов: «В 2025–2026 году экспертная группа Академии планирует подготовить и издать коллективную монографию, посвященную особенностям «русской модели управления». В параллель будет организован ряд круглых столов и конференций, посвященных обсуждению этой важной темы. «Понимание русской модели менеджмента во всей ее многогранности требует своего рода «докрутки», экспертной дискуссии с привлечением специалистов разных направлений и профилей.
Именно так, кстати, создавался, а затем шлифовался курс «Основы российской государственности», в разработке которого участвовали 3,5 тыс. вузовских преподавателей, рассказал руководитель проекта «ДНК-России», проректор Президентской академии Андрей Полосин.
«Курс “Основы российской государственности” отражает нашу культурную обусловленность. Это не пропаганда. Это – знание, которое обеспечивает человеку рефлексивное понимание, а не директиву. При этом, работая над курсом, мы старались добиться научной обоснованности. Сейчас этот предмет преподают 80% российских вузов. А в этом году он вошел в нацпроект “Молодежь и дети” и тем самым стал окончательно обязательным для всей системы высшего образования. Как заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков, три предмета – “ОРГ”, философия и история – точно войдут в ядро и будут обязательными для всех», – резюмировал Андрей Полосин.