«Учиться можно на протяжении всей жизни!» – убежден Роман Харланов, выпускник престижной магистерской программы «Социально-экономическая история России и мира» Президентской академии. Полученные знания позволили ему достичь значительных высот в своей карьере, и сегодня он занимает должность сопредседателя Московского областного регионального отделения «Деловой России». В интервью он подчеркнул, что постоянное стремление к новым знаниям и навыкам – это ключ к успеху в современном мире, и поделился своими советами с теми, кто сейчас стоит перед выбором будущей профессии.
– Роман, почему для продолжения образования вы выбрали программу Президентской академии?
– Как сопредседатель «Деловой России» в Московской области на протяжении ряда лет совместно с Институтом общественных наук я провожу региональные и федеральные этапы Олимпиады по истории российского предпринимательства. Каждый раз, приезжая в Академию, я удивлялся уровню ее оснащения и с завистью смотрел на студентов. Поэтому, когда мне предложили пройти здесь обучение, я согласился не задумываясь. Возможность окунуться в эту атмосферу, почувствовать себя причастным к ней была ключевой в выборе учебного заведения. Считаю, это Президентская академия – один из лучших вузов в России!
– Как вы определялись со сферой научных интересов и выбирали тему магистерской диссертации?
– Образование, которое я получил в Президентской академии, – мой пятый диплом. За спиной у меня Академия управления, МГУ им. Ломоносова, школа бизнеса и юридическое образование, включая аспирантуру по юридическому направлению. В Академии я выбрал историю, т.к. именно в историческом знании лежат ответы на вопросы о том, что происходит с нами сейчас и что будет происходить в ближайшем будущем. Ну а когда выбирал тему курсовой 1 курса, как раз началась СВО, и было необходимо мобилизовывать экономику. Мне показался интересным опыт мобилизации ряда стран перед и во время первой мировой войны. На то, как государства проводили мобилизацию экономики, я и ориентировался в выборе темы магистерской диссертации. Но столь широкая формулировка слишком обща, поэтому мы с научным руководителем решили ограничиться одной отраслью и сместили акцент на Вторую мировую.
Я долго думал, какая отрасль может быть наиболее показательной, и в итоге выбрал тракторные заводы во время Великой Отечественной войны. Как известно, предприятия, которые производили тракторы, технику для народного хозяйства, в кратчайшие сроки были переведены в режим работы на оборонную промышленность, превратились в танковые заводы. Этот опыт мне показался интересным: думаю, что сценарий, реализованный в экономике в середине прошлого века, вполне может повториться.
– Какие компетенции развивает программа «Социально-экономическая история России и мира»?
– Обучающиеся на этой программе получают уникальные знания о том, как экономика влияет на развитие цивилизации, какие экономические процессы сопровождались политическими катаклизмами. Существует расхожее мнение, что политика определяет экономику. Но это не так. Именно экономика определяет то, как развивается государство. На мой взгляд, знание истории помогает студентам ориентироваться в современном мире, более полно понимать процессы, происходящие вокруг нас. И я открыл много нового, научился более глубоко работать с исходниками, с материалами. Все факты, с которыми мы сталкиваемся, необходимо перепроверять. А как это делать, как раз учат на программе: как адаптировать историческое знание к современности, как изучать источники и делать из них правильные выводы. Это вооружает знаниями о том, куда мы идем, какое место в истории занимаем.
– В чем, на ваш взгляд, ценность гуманитарного образования?
– В отличие от технического, гуманитарное образование дает многие навыки, необходимые для выстраивания коммуникации с другими людьми, а знание дополнительных фактов усиливает позиции в переговорах. Умение анализировать факты и работать с источниками очень полезно при выстраивании бизнес-процессов. Гуманитарное образование способствует общему, глобальному развитию личности. В этом его прелесть по сравнению с техническим образованием. И очень важно, что получать гуманитарное образование можно в любом возрасте.
– Ваш совет молодым людям, которые только определяются с профессиональной траекторией. Как найти «свою» программу?
– Советую молодым людям при выборе профессиональной траектории посмотреть, что им ближе всего, кем они хотели бы стать. Конечно, в 17–18 лет с этим сложно определиться. Но структура современного высшего образования позволяет закончить бакалавриат, а впоследствии в магистратуре поменять вектор и получить дополнительные знания в той отрасли, о которой раньше не задумывался. Делайте акцент на базовое образование, выбирайте именно то, что ближе всего в данный момент. Всему остальному вы сможете научиться позже, неважно, в этом вузе или в другом. Учиться можно на протяжении всей жизни, как это делаю я.